Влияние работы аэропортов на окружающую среду, необходимость создания вокруг них санитарно-защитных зон и особенности их проектирования — об этом рассказывает эксперт в данной области, руководитель департамента «Экологическое проектирование и консалтинг» группы компаний«ЭкоСтандарт» (EcoStandard group) Ольга Зацепина.
В соответствии с современным законодательством, наличие жилой застройки вокруг аэропортов (аэродромов, вертодромов) требует организации специальной территории с особым режимом использования (санитарно-защитной зоны — СЗЗ), размер которой позволяет уменьшить негативное воздействие объекта (химическое, физическое) на жилую застройку — до значений, установленных гигиеническими нормативами и не представляющих заведомой опасности для здоровья населения. Таким образом, санитарно-защитная зона выполняет функцию защитного барьера, обеспечивающего должный уровень экологической безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Ширина СЗЗ может составлять от 50 метров до нескольких километров, определяется по результатам соответствующих расчетов и подтверждается годовым мониторингом состояния окружающей среды на границе зоны и ближайшей жилой застройки.
Специалистами EcoStandard group был выполнен проект СЗЗ для международного аэропорта Храброво (Калининград), в процессе работа над аналогичными проектами для аэропортов Геленджика и Перми. Каждый проект отличается своими сложностями, но есть и общие проблемы, характерные для любого аэропорта.
К примеру, на данный момент нет методической базы, позволяющей качественно смоделировать рассеивание в атмосферном воздухе загрязняющих веществ от таких специфических источников, как воздушное судно. Основные вещества, которые образуются при работе двигателей самолета, это оксиды азота и углерода, керосин, сажа, диоксид серы. Все они негативно влияют на окружающую среду и человека: вызывают болезни дыхательных путей и оказывают угнетающий эффект на флору.
Другой важный аспект — шумовое воздействие. Оно оценивается по двум составляющим: до отрыва воздушного судна от земли и после. На основе расчетов шумового воздействия от движения воздушного судна в воздухе (с учетом используемых воздушных коридоров), выводится расстояние санитарных разрывов.
Особая проблема состоит в том, что большинство аэропортов России спроектированы и построены еще в 40−50-х годах прошлого столетия, и приходится иметь дело с историческим наследием развития населенных пунктов, рядом с которыми расположены аэропорты. Вспомним, что в прежние времена при возведении больших, особенно градообразующих заводов повсеместно существовала практика строительства жилья для работников в пешей доступности от предприятия, и схожий подход применялся и в отношении аэропортов. Ключевыми критериями выбора их месторасположения были отнюдь не санитарные нормы и правила, а максимальная доступность, непосредственная близость к городу. Или же, поскольку изначально многие объекты были военными, выбор диктовался какими-либо стратегическими соображениями. Люди работали в аэропорту, на аэродромах и рядом же жили, а сады и огороды зачастую располагались и вовсе вплотную. Так, например, в Геленджике взлетная полоса своим концом буквально упирается в детский лагерь, хотя он, конечно, давно уже не действует.
В числе конкретных мер, которые могут быть предусмотрены в рамках проекта СЗЗ, предлагаются, в частности, следующие:
- Ограничение полетов всех воздушных судов или их определенных типов по времени
- Перенос жилой застройки за пределы СЗЗ (расселение жилых домов)
- Установка шумозащитных экранов
Напомним, что проектирование и устройство вокруг аэропортов санитарно-защитной зоны (СЗЗ) является обязательным в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
За нарушение СЗЗ или ее отсутствие предусмотрен штраф в размере 20 000 рублей или приостановка деятельности объекта на 90 суток, что и вовсе влечет огромные финансовые и репутационные потери.
Есть что добавить?
Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку
персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
Комментарии